Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 32

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 20.10.2018, 04:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Потёмкина Юлия Владимировна
воспитатель МБДОУ ДС №9 "Журавушка"
город Стрежевой
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Инновационная деятельность » Программа

Модифицированная программа по социально-коммуникативному развитию "Круг собирает друзей"
12.01.2015, 07:41

I. Пояснительная записка

1.1. Актуальность

Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству.

Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Общение рассматривается как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [8]. Этот особый вид деятельности имеет мотивы, предмет содержание, средства, результат.

В последнее время, наряду с термином «общение», широкое распространение получил термин «коммуникация». Общение как коммуникативная деятельность рассматривается в трудах Г.М.Андреева, А.А Бодалева, А.В.Запорожца, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина [2,7,8,12,15]. Коммуникация – это  процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию [6]. В словаре русского языка С.И.Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение [10]. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и « общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентными.

Коммуникативные навыки – освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми, к ним относятся умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить своё поведение [13].

Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую

значимость развития коммуникативных навыков с самого раннего детства.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основной целью дошкольного образования является создание благоприятных условий гармоничного развития ребенка, для качественного проживания периода дошкольного детства. Стандартом заданы целевые ориентиры, к которым необходимо стремиться в развитии и воспитании ребенка. Предполагается, что к моменту выпуска из дошкольной организации ребенок может активно, самостоятельно и осознанно выбирать средства для решения задач, ведущих к достижению поставленных целей, может активно и эффективно взаимодействовать с окружающим миром, может проявлять инициативу в организации совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, может выстраивать теплые, доверительные отношения с людьми, оказывать помощь и поддержку нуждающимся, сочувствовать и сопереживать.

Несмотря на это, приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты развития коммуникативных навыков остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты содержание коммуникативных умений и навыков, критерии и показатели их сформированности у детей дошкольного возраста, не определена последовательность включения дошкольников в процесс их развития.  Имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие между признанием значимости коммуникативных навыков в воспитании личности ребенка как субъекта коммуникативной деятельности и не разработанностью педагогической технологии и методического инструментария развития данных навыков  в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования.

Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребенка, который помог бы ему осознать себя субъектом деятельности, ощутить чувство психологической защищенности.

В апреле 2014 года, работая с детьми 2 младшей группы, мы начали внедрение технологии группового сбора. Групповой сбор можно назвать недостающим звеном в современной практике дошкольного образования, так как именно он обеспечивает связь между академическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми для успешного существования в семье, детском саду, школе, профессии, в жизни общества. Групповой сбор – время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей. Все ещё только собираются в круг, идёт процесс «устройства»: кто с кем рядом сядет, для кого нужно оставить местечко, кто успеет сесть рядом или поближе к воспитательнице, кто предпочитает местечко подальше. Уже на начальном этапе проявляются эмпатия, умение года (Приложение №1), вступить в контакт или избежать нежелательного контакта, договориться о совместных действиях «за» или «против», толерантность.   Организуя работу с детьми на групповых сборах, в центрах активности, проектной деятельности, мы отметили, что у детей нашей группы недостаточно развиты коммуникативные навыки, ребята затрудняются описать свои чувства и эмоции, не могут договориться в центрах активности об использовании игр и материалов, нарушают правила, установленные в группе.

  Анализируя ситуацию социально-коммуникативного развития воспитанников средней группы по результатам диагностики на начало 2014-2015 учебного выявлено,  что из 24 диагностируемых только у 3 (12%) детей уровень развития коммуникативных умений высокий.

Средний уровень развития коммуникативных навыков показали 13 (54%) детей, с большинством диагностических заданий эти дети справились с помощью взрослого, при этом проявляли недостаточную инициативность. Низкий уровень показали 8 (33%) детей, они испытывали затруднения при выполнении практически всех диагностических заданий даже с помощью взрослых, не проявляя активности, пассивно следовали за инициативными детьми. Однако навык уважительного отношения к окружающим людям, способность не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях находится на среднем уровне.

Таким образом, анализ результатов диагностики  подтвердил необходимость подтвердил необходимость создания данной программы.  

Для более углубленного понимания причин выделенной проблемы, было проведено анкетирование  среди родителей (Приложение №3). В анкетировании приняло участие 20 семей. Оно показало, что 45% родителей не понимают, почему их ребенок ведет себя так или иначе; 25% родителей ответили, что ребенок затрудняется выразить свое эмоциональное состояние словами; 35% считают, что дети не умеют самостоятельно решать конфликты, договариваться с сверстниками.

Исходя из сложившейся образовательной ситуации в группе по социально-коммуникативному направлению, появилась необходимость написания программы тему: «Круг собирает друзей».

Программа разработана с учетом общеобразовательной программы «Детство», В.И.Логиновой, на основе программ по социально-эмоциональному развитию детей  дошкольного возраста «Я, ты, мы» О.Л.  Князевой, Р.Б. Стеркиной и «Азбука общения» Л.М. Шипицыной, О.В. Защиринской, А.П. Вороновой, Т.А. Ниловой, пособия «Утро радостных встреч» Л.В. Свирской и проводится в рамках основной общеобразовательной программы ДОУ. 

         Новизной программы «Круг собирает друзей» является внедрение технологии группового сбора и использование принципа интеграции игровой, коммуникативной,  речевой и творческой деятельности. В данной программе,  нами разработана система работы, где использованы любимые виды детской деятельности,  созданы условия для развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности (предоставление возможности выбора вида деятельности, материала), используются новые технологии.

         Срок реализации программы: 1 год (сентябрь 2014 г. – май 2015 г.).

         Участники: педагоги, дети и родители средней группы №3 «Гномики».

         1.2. Нормативно-правовая база

  Программа «Круг собирает друзей» разработана с учетом нормативно-правовых документов различных уровней, регламентирующих деятельность нашего дошкольного учреждения. А именно:

  • Закон РФ «Об образовании в Росссийской Федерации» в редакции от 29.12.12 года №273-ФЗ;

·        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

·        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 27.10.2011 г. №2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;

·        Устав МБДОУ ДС №9 «Журавушка».   

1.3 Цель и задачи

Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников через технологию группового сбора.

Задачи программы с детьми:

Обучающие:

1. Продолжать учить детей понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный) и рассказывать о нём.

2. Учить получать необходимую информацию в общении; вести простой диалог с взрослыми и детьми.

3. Продолжать учить слушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать своё мнение.

4.  Учить уважительно относиться к окружающим людям, не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

5. Формировать умение соотносить свои желания, стремления, с интересами других людей; умение принимать участие в коллективных делах.

Развивающие:

1. Развивать эмпатию;

2.Развивать умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета.

Воспитательные:

1. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками и взрослыми.

Задачи направленные на родителей:

1. Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах социально-коммуникативного развития детей.

2. Вовлечение  родителей в воспитательно-образовательный процесс.

         1.4. Принципы и подходы реализации программы

Принципы взаимодействия с детьми

1. Принцип развивающего образования – основывается на том, что у детей возникает интереса к образовательной деятельности  и заключается в личных успехах ребенка, в его ощущении роста своих возможностей.

2. Принцип индивидуальности -  при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

3. Принцип доступности - основывается на том, что тематика занятий подобрана таким образом, что с заданием справляются дети с разным уровнем развития. Обучение строится в форме игры. Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности. Все составляющие части занятий «учитывают» индивидуальные особенности детей, они доступны и понятны детям.

4. Принцип комплексно-тематического планирования –  в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы с учетом инициативности детей.

5. Принцип от «простого к сложному» - все виды деятельности, направленные на коммуникативное развитие постепенно усложняются.

6. Принцип диалогичности – заключается в возможности свободного высказывания ребёнка по интересующим его поводам в том случае, когда затронутая им тема не вписывается в русло общего разговора.

7. Принцип рефлексивности – заключается в предоставлении каждому ребёнку возможностей для проговаривания, для осмысления своих чувств, для восприятия и понимания других людей.

         Принципы взаимодействия с родителями

1. Принцип открытости – каждый  родитель проинформирован о целях, задачах, содержании, методах реализации программы. Родители могут принимать участие во встречах с детьми, являясь полноправными участниками образовательного процесса.

2. Принцип партнерских отношений – с  родителями ведется работа, направленная на повышение их педагогической компетентности, развитие мотивации к дальнейшей совместной деятельности по созданию благоприятных условий для коммуникативного развития.

1.5. Ожидаемые результаты

1. Умеют понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказывать о нём.

2. Пользуются умениями получать необходимую информацию в общении; вести простой диалог с взрослыми и детьми.

3. Умеют слушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать своё мнение.

4. Сформированы умения уважительно относиться к окружающим людям, не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

5. Сформированы умения соотносить свои желания, стремления, с интересами других людей; умение принимать участие в коллективных делах.

 6. Умеют выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета.

7. Повысится педагогическая компетентность родителей в вопросах социально-коммуникативного развития детей.

8. Увеличится доля родителей вовлечённых в воспитательно-образовательный процесс.   

....                                                 

Категория: Программа | Добавил: Потёмкина
Просмотров: 1452 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2018