В самом широком понимании групповой сбор используется для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности. Особенностью группового сбора является то, что он по сути своей аналогичен интегрированному занятию, что даёт возможность объединять в нём многие направления обучения, развития и воспитания дошкольников.
Групповой сбор - это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей. Компетентность складывается из активности ребёнка, умения осознанно использовать знания и навыки и проявляется индивидуально в зависимости от степени заинтересованности ребёнка, его склонности, способности к тому или иному виду деятельности, что обеспечивает индивидуализацию результатов образования. Наличие основ компентности у ребёнка можно определить по фактам проявления им инициативы, самостоятельности, осознанности действий в типично детских видах деятельности. Проявление той или иной компетентности позволяет взрослому опираться на достижения, сильные стороны личности ребенка. Ежедневные игры, общение, участие в совместных делах обеспечивают каждому ребёнку возможность реализации его компетентностей, приобретения и демонстрации начал ключевых компетентностей:
- социальной - умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми в различных ситуациях, способности принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними, анализировать действия и поступки, управлять своим поведением, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения;
- коммуникативной - возможности понимать речь других, стремления сделать понятной свою речь;
- информационной - навыка использования различных источников информации для достижения целей;
- деятельностной - способности поставить цель, спланировать и осуществить результативное действие индивидуально или в сотрудничестве с другими;
- здоровьесберегающей - умение самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья, производить гигиенические действия, использование средств, адекватных ситуации.
Групповой сбор основан на принципах открытости, диалогичности и рефлексивности.
Открытость обозначает:
- право свободного высказывания и отношения к высказываниям других;
- право участия в выборе предложенных идей, в инициировании и осуществлении собственных планов;
- право участия / неучастия ребенка в групповом сборе.
Принцип диалогичности заложен в самой форме группового сбора, построенного на свободном, но регулируемом выработанными в субкультуре группы правилами ведения диалога со сверстниками и взрослыми, где взрослый организует, ведет разговор и групповой сбор в целом, но не подавляет детскую инициативу. Дети получают опыт сдерживания своих реакций, согласования своих интересов с интересами других, потому что диалог всегда предполагает взаимодействие двух сторон.
Принцип рефлексивности заключается в предоставлении каждому ребенку возможностей для проговаривания, а значит, и для осмысления своих чувств, для восприятия и понимания других людей. Вторая сторона принципа рефлексивности - это работа по совместному планированию текущих дел, а по завершению дела - анализ результатов и достижений.
|