Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 36

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 16.05.2024, 16:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Потёмкина Юлия Владимировна
воспитатель МБДОУ ДС №9 "Журавушка"
город Стрежевой
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Портфолио » Для педагогов

Конспект НОД
17.12.2014, 10:49

          Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Журавушка» комбинированного вида городского округа Стрежевой

Конспект интегрированного занятия для детей 2 младшей группы на тему: «Морское путешествие»

Автор: Потемкина Юлия Владимировна, воспитатель

 

2014 год

         Пояснительная записка

     В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного образования. На фоне этих прогрессивных изменений актуальным является  создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка. В Приказе Министерства образования и науки  РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» отмечено: «Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия».

Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно – образовательные  программы для воспитанников образовательных учреждений. В зарубежных и отечественных исследованиях (Рыжова Н., Пантелеева Л.В., Столяров Б.А., Платонова О.В.) доказывается, что интерес к музеям, привитый ребёнку с дошкольного возраста и поддержанный в семье и школе, есть залог того, что дети будут посещать музеи в дальнейшем.

         Образовательная деятельность с детьми в рамках музейной педагогики является эффективным средством всестороннего развития современного ребенка, такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить. Ведь не секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью. При таких занятиях ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом, еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями.

Наш город Стрежевой, расположен на севере Томской области. Живя, на севере мы часто мечтаем о теплых странах, о морях и океанах. В настоящее время современные семьи имеют возможность выезжать на отдых в теплые края, на море в течение всего года. Так получилось, что после новогодних каникул несколько семей с детьми нашей группы выезжали на море за границу в Турцию и Египет. Затем дети делились впечатлениями об море, морских обитателях, родители приносили фотографии о путешествии, природный материал и сувениры, проявили интерес для дальнейшего познания загадочного и таинственного морского мира.

Однако для организации работы с детьми по данной теме, мы выявили следующую проблему в группе созданы недостаточные условия по формированию знаний о мире морей, целостного восприятия окружающего мира и бережного отношения к нему, развития познавательных и творческих способностей детей.

Для решения данной проблемы разработали краткосрочный детско-родительский проект на тему: «Морской мир». Новизна данного проекта для нас заключается в том, что средством обучения будет мини-музей «По морям, по волнам», которого нет в городе, так как город Стрежевой является северным, маленьким городом с недостаточным количеством городских музеев (всего 2 музея). Образование детей в рамках музея общедоступно, вариативно, деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно.

Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?…). А также практическая творческая деятельность педагогов и родителей с детьми – организация в мини-музее выставок фотографий, рисунков, аппликаций и поделок из природного материала. 

     Одной из форм проведения образовательной деятельности с детьми является данное занятие на тему: «Морское путешествие». Занятие для детей 2 младшей группы составлено в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования “Детство”, В.И. Логиновой и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

     Представленный конспект является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими общепедагогическими принципами: непрерывности, активности, доступности и психологической комфортности.

     По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

         Цель: Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников средствами мини – музея группы.

                   Образовательные:

  • Обогащать представления  детей о морском мире и его обитателях.
  • Дать детям представления о морских водорослях.

Развивающие:

  • Активизировать в речи слова – прилагательные.
  • Закрепить умение детей тонировать поролоновой губкой.
  • Продолжать учить работать самостоятельно и аккуратно.

Воспитательные:

  • Воспитывать желание помогать морской черепахе; бережное отношение к природе.

         Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:

  • Наглядный метод (рассматривание муляжей морских обитателей, экспонатов музея, поделок; иллюстраций о море, рассматривание рисунков детей);
  • Словесный метод (словарная работа, слушание и описание звуков моря, беседа, рассказ воспитателя, вопросы);
  • Метод эмпатии (принятие роли рыбки, изображение движений);
  • Приём эмоциональной заинтересованности: приход черепахи, письмо от злой волшебницы;
  • Использование проблемных ситуаций: помочь черепахе расколдовать ее друзей;
  • Практический метод (тонирование листа поролоновой губкой)

    Новизной образовательной деятельности является практическая деятельность в мини-музее, так как в нем сосредоточены предметы экспозиции, результаты продуктивной и творческой деятельности детей и родителей группы. Предъявление наглядной информации о морском мире (муляжи морских обитателей, игрушки – водный транспорт, поделки из ракушек, фотографии, иллюстрации, энциклопедии об обитателях морского мира) вызывает у детей огромный интерес к познавательной деятельности, тренирует их память в игровой форме.

    Прослушивание звуков моря, морских обитателей положительно влияют на развитие психических качеств детей: слухового восприятия, воображения, памяти. Беседа, вопросы, рассказ воспитателя помогают детям обогатить знания о морском мире, словарный запас, выразить свои эмоции. Практическая деятельность детей стимулирует развитие творчества, мелкой моторики рук, самостоятельности.

         Анализ образовательной деятельности

         Занятие началось с организации сюрпризного момента, и это сразу заинтересовало и привлекло внимание всех детей. Проблемная ситуация позволила детям проявить свою доброту, сочувствие, желание помочь черепахе расколдовать ее друзей.

Работа в мини-музее вызвала у детей огромный интерес, и они были очень активны. Большое количество экспонатов музея позволило детям активизировать в речи следующий словарь – названия обитателей морей, экспонатов музея. Иллюстрации о море, использование фонограммы о шумах моря позволили детям подобрать слова признаки к слову море. Кроме того ребята смогли рассказать о своих поделках, рисунках изготовленных с педагогами и родителями. Вопросы к детям позволили активизировать малоактивных детей. Немного сложно это давалось стеснительным детям. Но своевременная поддержка помогли им преодолеть этот барьер.

В ходе рассказа воспитателя была дана информация о морских водорослях, их значимости для морских обитателей. Данный материал был закреплен в ходе анализа занятия. Метод эмпатии позволил детям перевоплотиться в рыбок, проявить свои эмоции, жесты, проявить двигательную активность.

Для мотивации дальнейшей практической деятельности использовано появление письма от злой волшебницы. Показ воспитателем приема тонирования листа поролоновой губкой и проявление на листе первого друга черепахи – рыбки вызвало у детей желание к творчеству, процесс рисования доставил им радость и удовлетворение. С детьми, которые испытывали трудности в тонировании листа, была проведена индивидуальная работа. Но особую радость принесло то, что дети смогли узнать новых друзей черепахи – морского конька и морскую звезду, помочь черепахе и получить от нее похвалу.

В ходе анализа занятия с помощью вопросов воспитателя дети смогли рассказать о своих чувствах, поделках, обобщить знания о морском мире и его обитателях, закрепить новые слова – названия и признаки, почувствовать себя успешными и добрыми, заботливыми по отношению к природе.

         Краткая характеристика группы

В группе 24 ребёнка: 8 девочек, 16 мальчиков. 22 ребёнка воспитываются в полной семье. Общий климат в семьях благополучный.

         Многие дети замечают эмоциональное состояние друг друга, игровых персонажей, предлагают свою помощь. Есть в группе стеснительные ребята, малоактивные, гиперактивные. Но основной процент детей любознательные, активные, внимательные.

         Методика оценки эффективности занятия

Для определения результатов эффективности занятия я использую в работе уровни освоения программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство», В.И. Логиновой. 

Механизм проведения мониторинга позволяет в процессе непрерывного наблюдения за ребёнком, анализа продуктов его деятельности получить достоверную информацию об уровне его развития. Мониторинг помогает своевременно выявить положительную и отрицательную динамику в развитии ребёнка для принятия адекватных мер. Полученные результаты я заношу в лист наблюдения, что позволяет отслеживать динамику развития каждого ребёнка, планировать индивидуальную работу с детьми.

 

Задачи

Эффективность проведения занятия

Начало занятия, %

Конец занятия, %

Образовательные

Обогащать представления  детей о морском мире и его обитателях

75

95

Дать детям представления о морских водорослях

25

85

Развивающие

Активизировать в речи слова – прилагательные

50

70

Закрепить умение детей тонировать поролоновой губкой

80

100

Продолжать учить работать самостоятельно и аккуратно

50

70

Воспитательные

Воспитывать желание помогать морскому герою

60

100

 

Конспект интегрированного занятия для детей 2 младшей группы на тему: «Морское путешествие»

     Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

         Цель: Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников средствами мини – музея группы.

         Задачи:

                   Образовательные:

  • Обогащать представления  детей о морском мире и его обитателях.
  • Дать детям представления о морских водорослях.

Развивающие:

  • Активизировать в речи слова – прилагательные.
  • Закрепить умение детей тонировать поролоновой губкой.
  • Продолжать учить работать самостоятельно и аккуратно.

Воспитательные:

  • Воспитывать желание помогать морской черепахе; бережное отношение к природе.

         Словарная работа: водоросли, море - шумящее, таинственное,  прозрачное.

         Предварительная работа:                                   

         Беседа по ознакомлению с окружающим миром на тему «Обитатели моря», рассматривание иллюстраций, предметов на эту тему.                                      

         Рисование  различных видов морских обитателей на основе круглой, овальной формы.                                                                                        

         Слушание музыкальных фрагментов разного характера. (Шум моря, крик чаек, дельфинов.)

         Рассматривание иллюстраций, энциклопедий с изображением обитателей подводного мира (Расскажите детям о морских обитателях: Наглядно-дидактическое пособие.).

         Материал:  экспонаты  музея – муляжи морских обитателей, игрушки - водный транспорт, ракушки и поделки их природного материала, иллюстрации моря, морских растений; пластиковые тарелочки, поролоновые губки, синяя краска – гуашь, листы бумаги А5, фонограмма (шум моря, крики чаек, дельфинов), черепаха – игрушка.

         Методы и приемы: приход черепахи; проблемная ситуация; рассматривание муляжей морских обитателей, экспонатов музея, детских поделок; слушание звуков моря; вопросы; беседа о море и морских  животных; рассматривание иллюстраций о море и водорослях; рассказ воспитателя о водорослях; словарная  работа; индивидуальная  работа; метод эмпатии - физкультминутка  «Морская рыбка плыви»; письмо; показ приема рисования; практическая деятельность детей;  рассматривание рисунков с детьми; анализ.

         Ход образовательной деятельности

         Прием привлечения внимания. Появляется морская черепаха.

         Черепаха:  Здравствуйте ребята! В нашем подводном  царстве случилась беда. Злая волшебница заколдовала  всех моих друзей – морских жителей и они стали невидимыми. Помогите спасти моих друзей.

         Воспитатель: Ребята, что делать? Как помочь морским жителям? Где могут находиться морские обитатели? Они могут быть в нашем музее группы «По волнам, по морям!»

         - Ребята давайте подойдем к нашему музею, поищем их и вспомним о море, о его обитателях. Экспонаты музея помогут нам узнать много нового и интересного. (Рассматривают экспонаты, называют морских обитателей.)

         - Назовите морских обитателей.

         - Какие еще морские экспонаты есть в нашем музее?

         - Расскажите, какие поделки вы сделали в группе и дома?

         - Послушайте  звуки моря. (Слушают фонограмму - шум моря, крик чаек, дельфинов.) Расскажите, что вы услышали?

         - Ребята,  посмотрите на картинки о море? (Рассматривают иллюстрации о море.) Какое море? (Красивое, шумящее, бескрайнее, прозрачное, синее, таинственное, волшебное, теплое.)

         Словарная работа: А еще можно сказать, что море – шумящее, таинственное,  прозрачное. Повторы детей хоровые и индивидуальные.

         - А кто живет в море? (Рыбы,  раки, крабы, кальмары, морские коньки, акулы, морские звезды, дельфины.) ( Рассматривание предметов – фигурок  морских обитателей.)

         - А что растет на дне морском? (Морские растения.)

         Рассказ воспитателя:

         -  В море растут разные морские растения. Хотите больше о них узнать? Сейчас я расскажу вам о морских водорослях, посмотрите на картинки. Водоросли – это морские растения, они очень полезные, они помогают морским животным дышать, а еще  ими питаются рыбки. Но водоросли это не только питание и кислород, а еще и защита от врагов. В зарослях морских водорослей обитают мелкие рыбки, морские коньки, и крупная хищная рыба не может их увидеть среди растений. Можно сказать, что водоросли это дом для маленьких обитателей морей и океанов.

         Ребята, черепаха говорит, что мы замечательно поработали в нашем музее, увидели и узнали много интересного, вы рассказали о море и его обитателях. Посмотрите, наша черепашка загрустила, давайте с ней поиграем.

         Метод эмпатии - физминутка «Морская рыбка плыви».

         - Предлагаю вам, превратится в рыбок и изобразить, как плавает рыбка. (Движения детей.)

         - Вот как весело играли, молодцы. Посмотрите конверт. Давайте откроем и  узнаем, что в нем написано.

         Письмо: Я злая морская волшебница и  спрятала друзей морской черепахи на листах бумаги. Попробуйте их отыскать.

         Показ приема рисования - тонирование листа поролоновой губкой.

          - Ребята, давайте подойдем к столу. Посмотрите на листок, вы видите друзей черепахи? (Морские обитатели – рыбка, морской конек, морская звезда предварительно нарисованы с помощью трафарета восковым карандашом и на листах не видны.) А давайте мы немножко поколдуем и найдем друзей нашей гостьи!  Для  этого мне понадобится поролоновая губка и синяя краска. Я беру губку, опускаю её в тарелочку с краской и легкими движениями  наношу краску на бумагу. И вот чудо – я нашла первого друга  это... рыбка.

         - Я предлагаю вам сесть за столы и найти с помощью краски морских обитателей – друзей черепахи.

         Практическая деятельность детей      

         - Ребята, какие замечательные рисунки у вас получились, принесите ваши рисунки на стол. Кто у нас появился на рисунках? Нашлись друзья черепахи - дельфины, рыбки, морские звездочки, мы их расколдовали. А у нас появилась новая выставка рисунков в наш музей.

         - А теперь давайте  пройдем на ковер. Встают на круг.

         Черепаха: Молодцы! Замечательные рисунки. Вы помогли мне найти моих друзей. Спасибо вам и  до свидания!

         Анализ занятия:

         - Ребята, кому мы помогали?

         - Что мы с вами сегодня делали?

         - Что нового узнали?

         - Давайте вспомним, какое бывает море? - Шумящее, таинственное,  прозрачное.

         - Какие морские растения вы запомнили? Давайте вместе скажем – водоросли. Зачем нужны водоросли?

         Воспитатель: Да, ребята. Мы помогли черепахе найти ее друзей, побывали в музее «По морям, по волнам!», узнали много интересного и нового о море и его обитателях. Вы, молодцы!

Приложение №1

Фотографии мероприятий с детьми и педагогами в мини-музее

                                                                                                

 

 

 

 

 

 

    

 

    

Категория: Для педагогов | Добавил: Потёмкина
Просмотров: 942 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2024