Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Я и моя семья»
в старшей группе МБДОУ ДС № 9 «Журавушка»
Составила: Потемкина Ю.В., воспитатель II квалификационной категории
Задачи:
- Уточнять и обобщать знания о семье, о том, кто такие родные.
- Формировать представления о составе семьи, используя репродукции художников.
- Совершенствовать умение составлять короткий рассказ.
- Закреплять умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.
- Развивать связную речь, словарный запас.
- Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Материал. Репродукции семейных портретов. Цветок с надписями членов семьи на лепестках.
Предварительная работа. Составление рассказов о себе и своей семье; рисование портретов членов семьи; совместная работа с родителями по составлению семейного древа, чтение художественной литературы.
Методы и приемы.
- Рассматривание репродукций семейных портретов;
- вопросы;
- короткие рассказы детей;
- вопросы;
- словарная работа;
- физкультминутка;
- музыкальное сопровождение;
- Д/и «Назови ласково»;
- чтение пословиц;
- самоанализ детей.
Словарная работа. Родственники, родня, родные.
Литература. «Дошкольное воспитание» № 12, 2007г., с. 45; «С чего начинается Родина?» Под редакцией Л.А. Кондрыкинской с.17; Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада (познавательное развитие)» с. 10.
Ход занятия.
Дети с воспитателем заходят в группу.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в группе открыта выставка картин художников. (На мольбертах размещены репродукции художников: А. Ван Дейк «Семейный портрет»; Я. Колокольников – Воронин «Автопортрет с женой и сыном»; Ю. Кугач «В субботу»; неизвестный художник «Портрет семьи Затолокиных»; З. Серебрякова «Автопортрет с дочерью»; И. Хомутова «Семья».
- Что объединяет все эти картины? (На этих картинах изображены семьи).
- Почему вы решили, что на картинах изображены семьи? Картины ведь такие разные. (На картинах нарисованы родители и дети; мамы, папы, дочери, сыновья. Здесь есть картина, на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама и дети).
- Выберите картину, которая вам больше всего понравилась. И подумайте, что вы сможете рассказать о ней. (Короткие рассказы детей).
Все картины объединяет их добрый настрой. Количество людей, изображенных на картинах, разное, состав семей тоже. Одни семьи жили очень давно, много лет и даже веков назад, другие – наши современники. Однако художникам удалось передать их любовь и нежность друг к другу, заботу. Родители ласково обнимают детей, у всех очень добрые лица.
- Как вы думаете: что такое семья? (Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково).
- Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родственники, родня.
- Какие это люди? – Родные. (Повторы детей.)
- А отдыхать со своими родными вы любите?
Я предлагаю поиграть в пальчиковую игру.
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика, которая сопровождается чтением потешки.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Ну, а этот пальчик – я!
Вот и вся моя семья!
- (Музыкальное сопровождение). Ребята, пока мы с вами играли, посмотрите какой красивый цветок распустился у нас в группе. А на каждом лепестке что-то написано.
Д/и «Назови ласково». (Дети отрывают лепестки и читают слова, образуя из них уменьшительно-ласкательные).
«Бабушка – бабуля – бабулечка – бабуся»
«Папа – папуля – папуленька»
«Сын, сынок, сынулечка, сыночек»
«Мама – мамочка – матушка – маменька»
«Дочь – доченька – дочурка»
- Замечательно, ребята! Семью почитали ещё с древних времен. Народ сложил много пословиц.
- Какие пословицы о семье вы знаете?
При солнышке – тепло, при матери добро.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Вся семья вместе – и душа на месте.
Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
Русский человек без родни не живет.
Дети – цветы жизни.
Итог занятия.
- Что бы вы хотели пожелать своей семье?
- Что нового узнали на занятии?
- Что было интересного?
- Можно сказать, что наша группа – вторая семья?
Об этом мы поговорим на следующем занятии.
|