| Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Я и моя семья»  в старшей группе МБДОУ ДС № 9 «Журавушка»  Составила: Потемкина Ю.В., воспитатель II квалификационной категории Задачи:  
 Уточнять и обобщать знания о семье, о том, кто такие родные.Формировать представления о составе семьи, используя репродукции художников.Совершенствовать умение составлять короткий рассказ.Закреплять умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.Развивать связную речь, словарный запас.Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. Материал. Репродукции семейных портретов. Цветок с надписями членов семьи на лепестках. Предварительная работа. Составление рассказов о себе и своей семье; рисование портретов членов семьи; совместная работа с родителями по составлению семейного древа, чтение художественной литературы. Методы и приемы. 
 Рассматривание репродукций семейных портретов;вопросы;короткие рассказы детей;вопросы;словарная работа;физкультминутка;музыкальное сопровождение;Д/и «Назови ласково»;чтение пословиц;самоанализ детей. Словарная работа. Родственники, родня, родные. Литература. «Дошкольное воспитание» № 12, 2007г., с. 45; «С чего начинается Родина?» Под редакцией Л.А. Кондрыкинской с.17; Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада (познавательное развитие)» с. 10. Ход занятия.             Дети с воспитателем заходят в группу.             Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в группе открыта выставка картин художников. (На мольбертах размещены репродукции художников: А. Ван Дейк «Семейный портрет»; Я. Колокольников – Воронин «Автопортрет с женой и сыном»; Ю. Кугач «В субботу»; неизвестный художник «Портрет семьи Затолокиных»; З. Серебрякова «Автопортрет с дочерью»; И. Хомутова «Семья».             - Что объединяет все эти картины? (На этих картинах изображены семьи). -  Почему вы решили, что на картинах изображены семьи? Картины ведь такие разные. (На картинах нарисованы родители и дети; мамы, папы, дочери, сыновья. Здесь есть картина, на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама и дети). - Выберите картину, которая вам больше всего понравилась. И подумайте, что вы сможете рассказать о ней. (Короткие рассказы детей). Все картины объединяет их добрый настрой. Количество людей, изображенных на картинах, разное, состав семей тоже. Одни семьи жили очень давно, много лет и даже веков назад, другие – наши современники. Однако художникам удалось передать их любовь и нежность друг к другу, заботу. Родители ласково обнимают детей, у всех очень добрые лица. - Как вы думаете: что такое семья? (Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково). - Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родственники, родня. - Какие это люди? – Родные. (Повторы детей.) - А отдыхать со своими родными вы любите? Я предлагаю поиграть в пальчиковую игру. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика, которая сопровождается чтением потешки.                         Этот пальчик – дедушка,                         Этот пальчик – бабушка,                         Этот пальчик – папочка,                         Этот пальчик – мамочка,                         Ну, а этот пальчик – я!                         Вот и вся моя семья! - (Музыкальное сопровождение). Ребята, пока мы с вами играли, посмотрите какой красивый цветок распустился у нас в группе. А на каждом лепестке что-то написано. Д/и «Назови ласково». (Дети отрывают лепестки и читают слова, образуя из них уменьшительно-ласкательные). «Бабушка – бабуля – бабулечка – бабуся» «Папа – папуля – папуленька» «Сын, сынок, сынулечка, сыночек» «Мама – мамочка – матушка – маменька» «Дочь – доченька – дочурка» - Замечательно, ребята! Семью почитали ещё с древних времен. Народ сложил много пословиц. - Какие пословицы о семье вы знаете?                         При солнышке – тепло, при матери добро.                         Нет милее дружка, чем родная матушка.                         Вся семья вместе – и душа на месте.                         Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.                         Русский человек без родни не живет.                         Дети – цветы жизни. Итог занятия. - Что бы вы хотели пожелать своей семье? - Что нового узнали на занятии? - Что было интересного? - Можно сказать, что наша группа – вторая семья? Об этом мы поговорим на следующем занятии.  |