Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Мы патриоты»
в старшей группе МБДОУ ДС № 9 «Журавушка»
Составила: Потемкина Ю.В., воспитатель II квалификационной категории
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания детей о России.
2. Закрепить названия крупных городов, рек, лесных деревьев, животных, птиц, ягод, рыб, названия народных промыслов,.
3. Формировать уважительное отношение к государственным символам.
4. Обогащать словарный запас детей.
5. Воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.
Материал: письмо, иллюстрации – изображения флагов и гербов разных стран, иллюстрации из серии: «Где можно увидеть Российский флаг?», изделия декоративно прикладного творчества (матрешка, гжель, хохлома, дымковская игрушка, Богородская игрушка).
Предварительная работа: беседа о экосистеме «лес», его обитателях, чтение и разучивание стихотворений о Родине, рисование и аппликация изделий гжели и хохломы.
Методы и приемы: игровой прием вопросы, чтение детьми стихотворений о Родине, Д/и «Классификация: деревья, животные, птицы, ягоды, рыбы»,, физкультминутка, рассматривание флагов и гербов разных стран; рассматривание иллюстраций с изображением российского флага; загадки; самоанализ детей.
Словарная работа: названия лесных деревьев, животных и птиц, ягод, речных и озерных рыб, скипетр, держава.
Литература: Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» с. 76; Т.И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в МОУ. Патриотическое воспитание» с. 83;
Ход занятия
Дети и воспитатель заходят в группу.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Хотите его прочитать? (открывает конверт, читает) «Здравствуйте, ребята! Пишет вам президент России Дмитрий Анатольевич Медведев. Я хочу пригласить вас в путешествие по России на президентском поезде. Но билет на поезд получит только тот, кто любит Россию, природу и её обитателей, много знает о России, её жителях, городах и реках».
Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в путешествие? А, что для этого нужно?
(ответы детей)
Воспитатель: Для этого нужны знания и любовь сейчас мы с вами ответим на вопросы президента. Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите. Наша страна называется … Россия.
Граждане России называются … россияне.
Столица России – город … Москва.
Самая известная река России … Волга.
Санкт-Петербург основал … Петр I.
Воспитатель: Молодец, я вижу вы готовы к игре, получите билеты и отправляемся в путешествие.
1 станция «Знайкина»
- Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий)
- Где работает президент России? (В Москве на Красной площади)
- Какие народы живут в России? (русские, татары, чуваши, башкиры, якуты, ханты)
- Назовите города России? (Томск, Санкт-Петербург, Новосибирск, Ростов)
- Назовите реки России (Волга, Обь, Лена, Енисей, Ока…)
- Назовите ближайших соседей России (Украина, Белоруссия)
2 станция «Литературная»
Воспитатель6 Многие из вас знают стихотворения о Родине. Я предлагаю их прочитать(дети выразительно читают стихи). Как вы думаете, кто лучше всех прочитал стихотворение? Какое стихотворение самое интересное? Какие русские народные сказки вы знаете («Колобок», «Репка», «Маша и Медведь»…)
3 станция «Лесная»
Воспитатель: Ребята мы приехали на станцию «Лесную». Давайте отдохнем.
Физкультминутка.
Мы к лесной лужайке вышли,
(шагают на месте)
Поднимая ноги выше,
(высоко поднимают колени, руки на пояс)
Через кустики и кочки,
(прыгают на месте)
Через ветви и пенечки.
(наклоняются)
Кто высоко так шагал,
(шагают с высоко поднятыми коленями)
Не споткнулся, не упал.
(хлопают в ладоши над головой)
Воспитатель: Россия славится своими лесами, их обитателями и дарами. Ответьте на вопросы:
- Какие деревья растут в лесах России?
(береза, дуб, ель, сосна…)
Какие животные живут в лесах России?
(лиса, заяц, волк, еж, медведь..)
- Какие ягоды можно собирать в лесу России?
(чернику, бруснику, клюкву, малину, землянику, ежевику…)
- Какие птицы живут на территории России?
(ворона, воробей, синица, снегирь…)
- Какие рыбы водятся в реках и озерах?
(окунь, карась, щука, лещ, язь…)
4 станция «Государственные символы»
Воспитатель:
- Какие государственные символы вы знаете?
(герб, флаг, гимн)
- Выберите на стенде среди разных флагов Российский флаг.
- Где можно увидеть Российский флаг?
(на зданиях, кораблях, самолетах, на жилых домах и улицах в дни государственных праздников…)
- А теперь найдите наш российский герб среди гербов других стран.
- Что изображено на нашем гербе?
(золотой двуглавый орел со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьём поражает змея)
- Что такое государственный гимн?
(главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать её надо стоя проявляя уважение)
5 станция «Народные промыслы»
(На столе стоит волшебный сундучок)
Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте, что спрятано в волшебном сундучке.
Это роспись – просто чудо.
Голубая вся посуда
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком.
(Гжель)
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке.
(Хохлома)
Из глины козлик в яблоках,
Собою хорош и очень пригож.
А вот олень на стройных ножках,
Вся краса у оленя в рогах
(Дымковская Игрушка)
Добрый мастер сделал сказку,
Оживают звери в сказке,
Мишки, зайцы, колотушки –
Деревянные игрушки.
(Богородская игрушка)
(Дети отгадывают загадки, а воспитатель достает из сундучка отгадки).
Воспитатель: Наш поезд, вернулся в группу и путешествие закончилось? Вам понравилось путешествие? Что было интересного на занятии? Что сложного? Кто лучше всех прочитал стихотворение о Родине?
Воспитатель: Верно, путешествие было увлекательным и замечательным. Мы ответили на вопросы, знаем много о природе России, о истории и символах России, любим нашу страну. Мы патриоты своей страны!
|