Конспект занятия по развитию речи
на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»
в подготовительной группе МБДОУ ДС № 9 «Журавушка»
Составила: Потемкина Ю.В., воспитатель II квалификационной категории
Задачи:
- Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе.
- Формировать у детей умение внимательно слушать других, продолжать пересказ с любого места; обсуждать нравственные стороны поступков людей, давать аргументированные оценки.
Используемый материал:
Картинки, изображающие лису и журавля, опорные картинки, кувшин с узким горлышком, маски лисы и журавля.
Словарная работа:
Куманек, потчевать, сладенький, заманчивый, с ухмылкой, с усмешкой, не солоно хлебавши. Методы и приемы:
Образец чтения произведения, вопросы, объяснения, указания, показ наглядного материала, обращения к личному опыту детей, подсказ слова, фразы, пересказ по частям, оценка пересказа детьми, педагогом, хоровые и индивидуальные проговаривания, игра - драматизация, смена динамики поз.
Ход занятия:
Ребята, скажите, почему так говорят: «Делай добро и тебе будет добро»? (ответы детей) Да, я согласна с вами:
1) на добро всегда добром отвечают
2) если человек совершает добрые поступки, они к нему добром и возвращаются
Сегодня я вас познакомлю с русской народной сказкой. Мы будем беседовать, пересказывать, играть и в результате нашей работы составим правило о дружбе. Вы согласны? Начинаем работать? Слушайте внимательно. Догадайтесь, по описанию кто это?
Живет в лесу, у нее острая мордочка, чуткие уши, пушистый хвост, золотистый мех? -
/ЛИСА/
Верно, это лиса! (выставляю картинку, изображающую лису). Догадайтесь кто это?
Покрыт перьями, две ноги, клюв, крылья? Кто это? - /ПТИЦА/
Верно, это птица! У нашей птицы длинная шея, узкая голова, острый клюв. Кто догадается, какая птица? (картинка).
Да, это журавль! Ребята, как вы думаете, могут в природе лиса и журавль дружить? (предположения детей)
Не могут. А где бы они могли подружиться ? (предположения детей)
Конечно, в сказке. Как называется сказка? Сейчас я прочитаю вам русскую народную сказку, а
вы внимательно послушайте ее и не забывайте о том, что нам необходимо составить правило о
дружбе.
(читаю сказку)
Вам понравилась сказка?
Почему лиса решила позвать журавля в гости? (ответы)
Каким голосом она его звала? (сладким, хитрым). Аня попробуй позвать журавля таким же
голосом?! (2-3 ребенка)
Чем лиса потчевала журавля? (кашей)
Зачем размазала кашу по тарелке? (ответы)
Съел журавль лисы угощенье? (нет). Слизала лиса кашу, а журавль остался голодным.
Как журавль поблагодарил лису за угощенье? (с обидой в голосе). Повторите: «Ну спасибо, кума, и на этом!» (дети повторяют с нужной интонацией)
А как журавль лису приглашал в гости, каким голосом? (с усмешкой, с ухмылкой).
Повторите: «Теперь ты ко мне приходи в гости!» (2-3 ребенка)
Смогла лиса попробовать угощение? (нет)
А почему? (горлышко узкое у кувшина, только длинный, тонкий клюв может пролезть/
показываю с помощью предмета клюва). Пила лиса не солоно хлебавши. Так и дружба
кончилась - как аукнется, так и откликнется.
А теперь давайте немного отдохнем. Игра:
У лисы острый нос -
У нее пушистый хвост.
Шубка рыжая лисы
Удивительной красы.
Лиса павою похаживает
Шубку рыжую поглаживает - (игра 2 раза).
А сейчас я расскажу вам сказку еще раз. Но прежде, чем я ее расскажу, напомните мне пожалуйста, что нам нужно сделать в конце занятия? (составить правило о дружбе). При рассказывании я буду выставлять карточки, на которых она нарисована. Карточки вам помогут, когда вы будете пересказывать сказку, - близко к тексту,
(рассказываю, используя карточки)
- Вам запомнилась сказка?
- Кто начнет пересказ? (1, 2, 3 - заканчивает)
А сейчас мы поговорим о том, получился ли у нас пересказ? Когда вы будете отвечать на мои вопросы, будете начинать так: мне кажется, что, или я считаю, что я думаю так, потому что? Вам понятно? Хорошо, начинаем:
- Как вы считаете, дети пересказали сказку близко к тексту? Я с тобой согласна.
- Каким дети передели голос лисы? А журавля? Абсолютно точно!
- Какие слова из сказки дети старались не пропустить?
- Какие необычные слова дети забыли использовать в своем пересказе? (потчует, куманек, не обессудь, не солоно хлебавши)
- Ответливо ли дети произносили фразы? Да, конечно. Совершенно верно!
А теперь мы поиграем в сказку!
Кто будет журавлем? Кто лисой?
(драматизация отрывка: «лиса пришла к журавлю»)
- Вам понравилась сказка?
- Чему журавль научил лису? (не хитрить, не обижать друзей, поступать с друзьями так, как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой, потому что, как аукнется, так и откликнется)
- Ребята, какое правило можно составить, если ориентироваться на эту сказку? (ответы, предположения)
Итог - правило: «Дружбой нужно дорожить»
И правило это нужно помнить всегда и всюду.
|