Конспект занятия по развитию речи
на тему: «Рассказы о своей семье»
во 2 младшей группе МБДОУ ДС № 9 «Журавушка»
Составила: Потемкина Ю.В., воспитатель II квалификационной категории
Задачи.
Связная речь. Учить отвечать на вопросы воспитателя; составлять с помощью воспитателя короткий рассказ о папе, пользуясь алгоритмом.
Грамматика. Активизировать прилагательные, глаголы.
Звуковая культура речи. Закрепить произношение звуков к, п; учить регулировать силу голоса.
Уточнить состав своей семьи.Учить вслушиваться в стихотворную форму загадок. Развивать связную речь, словарный запас. Воспитывать доброе отношение и любовь к членам своей семьи.
Материал. Игрушки: цыплята, курица, петух; волшебный сундучок; схема составления описательного рассказа; иллюстрации из серии "Что делает папа".
Предварительная работа. Беседа о своей семье; составление рассказов о маме; рисование портретов членов семьи; совместная работа с родителями по составлению фотоальбома "Моя семья"; рассматривание иллюстраций о семье, семейных фотографий; чтение художественной литературы; аппликация "Подарок моей семье".
Методы и приемы.
• Игровой прием.
• Д/и "Тихо-громко."
• Д/и "Кто как кричит?"
• Стихотворение-загадка о маме.
• Д/и "Нежные слова для мамы."
• Словарная работа.
• Индивидуальная работа с Колей, Назаром, Дашей - активизировать в речи прилагательные, глаголы.
• Физминутка.
• Д/и "Что делает мама?"
• Стихотворение о папе.
• Короткие рассказы детей о папе, пользуясь алгоритмом.
• Д/и "Что делает папа?"
• Рассматривание иллюстраций о папе.
• Вопросы.
• Самоанализ детей.
Словарная работа. Семья, родители, дети, ласковая, любимая, нарядная, модная.
Литература. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. "Конспекты занятий во 2 младшей группе детского сада" с. 269-272, с.238, 258, 244.
Ход занятия.
Дети с воспитателем заходят в группу. В группе появляются цыплята и жалобно пищат.
- Ребята, кто это пищит? (Цыплята.)
Цыплята: Здравствуйте, ребята! Мы потерялись, зовем маму и не можем ее найти.
- Что делать? Как цыплятам маму найти? (Версии детей.)
- Верно, ребята! Нужно цыплятам помочь маму найти.
- Как цыплята маму зовут? (Пи-пи-пи.)
Д/и "Тихо - громко."
Появляются курица и петушок.
Курица: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что помогли найти наших цыплят.
- Дети, кто это? (Курица.)
- А это кто? (Петух.)
- Ребята, а курица для цыплят это кто? (Мама.)
- А для цыплят петушок? (Папа.)
- А цыплята для папы-петушка и для мамы-курицы кто? (Дети.)
- Как мама-курица разговаривает со своими детьми? (Ко-ко-ко.)
- Как папа-петушок разговаривает со своими детьми? (Ку-ка-ре-ку.)
- Как можно их всех вместе назвать: курица, петух, цыплята? (Семья.)
- Ребята, у вас есть семья? (Да.)
- Сегодня мы поговорим о ваших семьях.
- Послушайте я прочитаю вам стихотворение, а вы отгадайте, про кого это из ваших членов семьи.
Сыро, хмуро за окном,
Дождик моросит.
Низко небо серое
Над крышами висит.
А в доме чистота, уют
У нас своя погода тут.
Улыбнется... Ясно и тепло
Вот уже и солнышко в комнате взошло.
- Про кого это, вы, конечно же, догадались, это - мама. (Картинка - мама.)
- Ребята, а вы своих мам любите? (Да.)
- Хотите сделать мамам подарок? (Да.)
Д/и "Нежные слова для мамы."
Вот посмотрите, какой волшебный сундучок. Давайте подберем для своей мамы самые нежные, ласковые слова и сложим их в волшебный сундучок. (Дети подбирают слова, воспитатель помогает детям наводящими вопросами.)
- Когда мама обнимает вас, гладит по голове, целует. Она какая? (Ласковая.)
- Когда мама модно одевается? Какая она? (Красивая, нарядная, модная.)
- Когда мама улыбается, смеется? Какая она? (Веселая, радостная.)
- Если мама не ругает, когда вы шалите? Какая она? (Добрая.)
- А если вы маму любите, то она какая? (Любимая.)
Повторы детей. Индивидуальная работа с Колей, Назаром, Дашей - активизировать в речи прилагательные, глаголы.
Молодцы, вот сколько чудесных слов собрали мы в сундучок для мамы. А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись.
Д/и "Что делает мама?"
- Вспомните, что делает мама, чтобы в доме было чисто и уютно? (Убирает, стирает, моет посуду, заботится и т.д.)
Физминутка "Чему нас научили мамы?"
- Ребята, покажите, как вас мамы всему научили. Дети показывают движения, повторяют глаголы.)
- ходить,
- прыгать,
- ножки выставлять,
- умываться,
- причесываться,
- ложкой есть,
- топать ногами,
- хлопать руками.
- Кто помогает маме в семье? (Папа, сестра, бабушка...)
Послушайте стихотворение о папе.
Не терпит мой папа
Безделья и скуки!
У папы умелые, сильные руки.
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
- Ребята, а у вас папы такие? (Да.)
- Расскажите про своего папу. (Короткие рассказы о папе по желанию детей, пользуясь алгоритмом.)
Д/и "Что делает папа?"
- Как папа помогает маме дома? (Пылесосит, моет посуду, чинит кран, делает ремонт и
т.д.)
- Что еще умеет делать папа? (Дети вместе с воспитателем рассматривают картинки на коромыслах из серии "Что делает папа", кратко рассказывают.)
- Какими ласковыми словами называют вас папа и мама?
- Мамы и папы кто для вас? (Родители.)
- А вы для них кто? (Дети.)
- А у ваших мам и пап есть родители? Кто они? (Дедушка и бабушка.)
- Кем вы приходитесь дедушке и бабушке? (Внучата.)
О них мы поговорим в следующий раз.
Итог.
- Что вам понравилось на занятии?
- Что было интересного?
- Кто приходил к нам в гости?
- О ком и о чем мы сегодня говорили?
- Вы любите своих родителей? Помогаете им?
В семье заботятся друг о друге и любят друг друга, в семье всегда живут мир, дружба и любовь.
|