Логоритмические игры для дошкольников
Логоритмические игры незаменимые помощники воспитателей. В них дети двигаются с произнесением текста, удовлетворяя присущую дошкольникам высокую потребность в движениях. Дети легче запоминают текст, сопровождающий игру, что способствует развитию памяти, знакомятся с новыми понятиями, расширяя общий кругозор. Произнесение разнообразных звукосочетаний развивает речь дошкольников. Логоритмические игры можно использовать в любых формах работы с воспитанниками детского сада: в образовательной и развлекательно-досуговой, свободной и организованной деятельности, а также в виде физкультминуток и динамических пауз.
Предлагаю вашему вниманию следующие игры:
- Мы шагаем по дорожке
Возраст детей 3-7 лет
Цель игры: развитие речи, чувства ритма, умения сочетать счет и шаги с хлопками.
Ход игры: игроки идут по залу в колонне по одному, произнося текст, на каждый шаг хлопают и считают.
Мы шагаем по дорожке,
Громко хлопаем в ладошки:
Шаг, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь …
- Зайчик белый умывается
Возраст детей 3-5 лет
Цель игры: развитие речи и кругозора, формирование норм поведения.
Ход игры: дети строятся в шеренгу на одной стороне группы, взрослый стоит на другой. Игроки читают стихотворение и выполняют движения.
Белый зайчик умывается,
В детский садик собирается.
Имитируют умывание, не касаясь лица руками.
Вымыл носик.
Выполняют круговые движения правой рукой у носа,
Вымыл ротик.
Круговые движения руками возле рта.
Вымыл ушки
На макушке.
Круговые движения руками возле ушек.
- Здравствуйте, Евгения Владимировна!
Прыгают на двух ногах к воспитателю и громко здороваются.
- Стоянка
Возраст детей 3-5 лет
Цель игры: упражнение детей в запоминании и нахождении своего места на сигнал, развитие речи и умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: дети берут рули (или колечки от пирамидки), определяют «стоянку» - стульчики. Каждый «водитель» запоминает своё место на «стоянке». Затем дети читают стихотворение и выполняют движения.
Машины колесами шуршат.
Дети ходят или бегают, вращая рулем.
Сигналят, потому что спешат.
Би-би-би! Остановитесь!
Би-би-би! Посторонитесь!
Сигналят, нажимая на середину руля, затем останавливаются.
По сигналу «На стоянку!» дети садятся на стульчики – машины едут на стоянку. Места стоянки меняются – дети пересаживаются на другие стульчики, запоминают новое место. Игра повторяется.
Правила игры. Создавать «аварийные ситуации» (сталкиваться) во время игры запрещается!
- Шесть хлопков
Возраст детей 4-7 лет
Цель игры: развитие речи, памяти мелкой моторики, закрепление порядкового счета до шести и понятий «право-лево», умения согласовывать движения с партнером.
Ход игры: дети парами встают друг напротив друга, читают стихотворение и выполняют хлопки по тексту.
Раз – хлопок перед собой,
Два – в ладоши с тобой,
Три – опять перед собой,
Четыре – правою рукой,
Пять – хлопок перед собой,
Шесть – левою рукой.
Стой на месте, мой дружок,
Поиграй еще разок!
- Ветер, пух, штиль.
Возраст детей 4-7 лет
Цель игры: ознакомление детей с понятием «штиль», развитие речи и равновесия, умения сочетать слова и движения.
Ход игры: дети ходят по группе, читают стихотворение и выполняют движения.
Жарким летом, каждый знает,
Тополиный пух летает.
Ходят на носках.
Тихо в воздухе кружится –
Как ему остановиться?
Кружатся на месте вправо, при повторении игры – влево.
Наступает полный штиль.
Останавливаются.
Едет лишь автомобиль.
Имитируют вращение руля.
Пух ложится на дома,
Словно к нам пришла зима.
Удерживают равновесие, стоя на одной (правой, затем левой) ноге.
- Две зеленые лягушки
Возраст детей 4-7 лет
Цель игры: упражнение в прыжках на двух ногах с опорой на руки; укрепление мышц рук и ног; развитие речи и координации движений.
Ход игры: дети изображают лягушек. Они прыгают вперед на двух ногах с опорой на руки, переставляя руки после каждого прыжка, читают стихотворение:
Две зеленые лягушки
Не сидят на месте.
Ловко прыгают квакушки,
Веселятся вместе.
Ква-ква, ква-ква!
Затем дети встают на ноги и ходят, потряхивая руками. Игра повторяется.
- Колобок
Возраст детей 4-7 лет
Цель игры: развитие речи и чувства ритма, упражнение в отбивании и ловле мяча.
Ход игры: дети отбивают и ловят мяч двумя руками под ритм произносимого стихотворения – по 2 раза на каждую строчку.
Колобок, колобок,
Круглый бок, румяный бок,
Шел по лесу не спеша.
Как погода хороша!
Он от зайца ушел,
И от волка ушел,
От медведя убежал,
На обед к лисе попал!
На последнюю строчку ловят мяч и останавливаются.
- Путешествие на корабле
Возраст детей 4-7 лет
Цель игры: развитие речи, памяти и мелкой моторики, закрепление знания направлений движения (лево-право).
Ход игры: взрослый предлагает детям отправиться в плавание на корабле с парусами. («В пути нас ждет много опасностей. Вы не боитесь?»). Дети строятся в колонну. Для того чтобы корабль плыл, нужен ветер: дети дуют в одну сторону, читают стихотворение и выполняют движения.
Мы плывем под парусами.
Поднимают руки вверх, двигают кистями влево-вправо.
Крокодилы вслед за нами.
Затем змейкой.
Смотрят круглыми глазами.
Соединяют большие и указательные пальцы, приставляют к глазам.
Пасти – с острыми зубами.
Соединяют запястья, ладони и пальцы – врозь – вместе.
Ветер, в парус дуй сильней,
Чтоб от них уплыть скорей!
Дуют, сделав губы трубочкой.
- Трясина
Возраст детей 5-7 лет
Цель игры: развитие речи и равновесия, умения сочетать слова и движения.
Ход игры: дети делятся на группы по 3 человека. Для каждой группы двумя скакалками на полу выкладывают дорожку шириной 15 см. игроки читают стихотворения и выполняют движения.
Здесь глубокая трясина,
Вся вода покрыта тиной.
Показывают рукой.
Есть лишь узкая дорожка.
Я шагаю понемножку.
Шагают между скакалками, руки в стороны.
Осторожненько пройду
И трясину перейду.
Ирочка, смелей ступай!
Переходит девочка.
Сашенька, не отставай!
Переходит мальчик.
- Ра-ра-ра
Возраст детей 5-7 лет
Цель игры: развитие памяти, речи и выносливости, упражнение в произношении звука [p], чередовании хлопков и прыжков.
Ход игры: игроки колонне по одному или шеренгой двигаются по группе, чередуя хлопки с прыжками, и читают стихотворение.
Ра-ра-ра!
Три хлопка.
Рано, с самого утра!
Два прыжка.
Ра-ра-ра!
Три хлопка.
Начинается игра!
Два прыжка.
Ри-ри-ри!
Три хлопка.
Мы надули пузыри!
Два прыжка (и т.д.)
Ры-ры-ры!
Разноцветные шары.
Ри-ри-ри!
Посчитай их: раз, два, три.
Ру-ру-ру!
Сделал в шарике дыру …
Ро-ро-ро!
Ох, испорчено добро!
Ру-ру-ру!
Пистолеты в кобуру!
- Крабы
Возраст детей 5-7 лет
Цель игры: укрепление мышц плечевого пояса и рук, развитие речи и координации движений.
Ход игры: дети садятся на пол. Животом вверх, опираясь на ладони и стопы, они ползут по комнате правым, а при повторении игры – левым боком и произносят слова стихотворения.
Что у нас случилось тут?
Крабы по полу ползут!
До воды им не добраться,
В теплом море искупаться.
Надеюсь эти игры понравятся вам и подарят хорошее настроение вам и вашим детям!
Источник: "Дошкольная педагогика", ноябрь, 2012.
|