Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 33

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Понедельник, 19.11.2018, 01:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Потёмкина Юлия Владимировна
воспитатель МБДОУ ДС №9 "Журавушка"
город Стрежевой
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Портфолио » Для педагогов

Консультация для воспитателей на тему: «Методика обучения рисованию в подготовительной группе детского сада»
12.01.2015, 17:07

Консультация для воспитателей на тему: «Методика обучения рисованию в подготовительной группе детского сада»

Составила: Потемкина Ю.В., воспитатель МБДОУ ДС №9 «Журавушка»

            Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребёнок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, чёткие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.

            В подготовительной к школе группе большое место отводится рисованию с натуры.  Дети 6-7 лет способны зрительно обследовать натуру, выделяя основные её особенности. Дети могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе зрительного восприятия предложенного и знакомого ранее предмета. В изобразительном  искусстве рисунок начинается с лёгкого наброска – положения всего предмета, его частей, их пропорций.

            Дошкольнику легче строить рисунок, переходя от одной части к другой, что часто ведёт к нарушению пропорций. Поэтому следует учить ребят воспринимать объект в целом, выделяя самое характерное в его формах, сделать самостоятельно набросок и только после этого приступать к передаче точных форм и деталей.

            Сначала дети учат анализировать объект с помощью воспитателя, затем постепенно они начинают делать это самостоятельно. На первых занятиях воспитатель сам показывает, как делать набросок. Когда дети усвоят основное правило – наметить лёгкой линией общий контур натуры без деталей, необходимость показа воспитателя отпадает. Педагог помогает лишь сравнивать рисунок с натурой, находить ошибки и способы исправления.

            В подготовительной группе разнообразны и натура, и её постановка. Предметы могут быть разного размера: более крупные, которые ставят на расстоянии для всей группы, и мелкие, которые ставят на столы для 2-3 детей. В качестве натуры могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера. Близкое расположение натуры чаще привлекает к ней внимание ребенка: он сравнивает ее с рисунком.

            Ценность такой «индивидуальной» натуры позволяет сосредоточить внимание на ее характерных особенностях. Воспитатель подбирает однородную натуру с небольшими вариациями: на одной веточке три ответвления, на другой – два, у одной – все листики смотрят вверх, а у другой – в разные стороны. На это различие и обращается внимание детей при объяснении задания и анализе натуры; им предлагается рисовать свою веточку так, чтобы потом можно было ее узнать. В конце занятия дети находят натуру по рисунку или наоборот. При таком анализе работ у ребят повышается внимание ко всем деталям натуры.

            Рисование с натуры развивает чувство композиции при передаче пространства. Дети овладевают умением располагать предметы на большом пространстве вблизи и вдали при рисовании натуры окружающей природы. Например, они рассматривают с воспитателем из окна пространство между двумя деревьями: близко к детям расположена лужайка, за ней – река, далее – поле, а там, где небо сходится с землей, видна узкая полоска леса и нельзя разобрать отдельные деревья. Дети начинают рисовать, переходя от близлежащих предметов к отдаленным, начиная с нижнего края листа. Пустота между землей и небом исчезает.

            Картина как средство обогащения представлений и знаний детей широко используется в подготовительной группе в предварительной работе перед началом рисования. Воспитатель обращает внимание на то, как художник разделил картину на две части – землю и небо; как изображены предметы в нижней части; почему отдельные предметы рисуются выше, почти без деталей. Ребята разделяют лист тонкой линией и начинают рисовать.

            На картине они видят разнообразные оттенки неба, и после показа воспитателем приема размыва краски сами стараются нарисовать небо с облаками, тучами, восходом и заходом солнца.

            Произведения искусства развивает у детей способность связывать воспринимаемое в жизни с художественным образом, который концентрирует самое важное, специфичное для данного явления. Рекомендуется использовать на занятиях картины и репродукции картин известных художников, доступных детям по содержанию и изобразительным средствам.

            Применение образца в подготовительной группе еще более ограниченное, чем в старшей группе. В декоративном рисовании используются предметы народного прикладного искусства, на которых дети знакомятся с композицией, цветом, различными элементами росписи. Образец дается, если надо выделить для показа какой-либо элемент узора из общей композиции для показа особенностей его исполнения.     

        Например, воспитателю надо научить детей рисовать завиток – непременный элемент хохломской росписи. Он рисует на полоске узор, состоящий из одних завитков, и предлагает детям скопировать его. Иногда образец может быть использован при предметном и сюжетном рисовании, для обогащения рисунков детей разнообразными деталями формы.

            Показ приемов рисования в подготовительной  группе проводится реже, чем в других группах, т.к. дети могут усвоить на основе словесного объяснения. Воспитатель может частично показать приемы рисования, если это необходимо. Он может частично показать изгиб ноги в колене при ходьбе или беге. При обучении новым техническим приемам показ необходим. Воспитатель учит детей работать красками и карандашами, например, размывать краски на большой поверхности, накладывать мазки или штрихи по форме предмета, пользоваться новыми материалами – сангиной, пастелью.

            Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок воспитателя, т.е. сам процесс работы над ним.

            В подготовительной группе больше возможностей в использовании художественных образов. Воспитатель подбирает такие сказки, стихотворения для детей, где тот или иной образ представлен наиболее ярко.

            Дети приобрели некоторый жизненный опыт и овладели определенными навыками, поэтому литературный образ (без наглядного пособия) у них вызывает работу мысли и воображения.

            Изобразительные умения позволяют ребятам использовать литературные образы не только для создания отдельных персонажей, но и в сюжетном рисовании с большим количеством объектов, передачей окружающей обстановки. Изобразительные приемы, использованные автором, помогут детям сделать рисунок образным, выразительным.

            Ребята подготовительной группы способны с небольшой помощью педагога создать образ, соответствующий литературному, почувствовать и передать настроение произведения, используя различные цветовые сочетания. Большое место в работе с детьми 6-7 лет отводится рисованию по замыслу, где ребенок сам выбирает тему и приемы работы, педагог с помощью вопросов активизирует мысль детей, помогая в осуществлении задуманного.

            При анализе рисунков дети в состоянии дать оценку качеству выполненной работы. Вначале педагог спрашивает ребят, правильно ли выполнен рисунок. В дальнейшем дети самостоятельно обосновывают положительную и отрицательную оценки. У ребят появляется самокритичность.

            Воспитатель поощряет в работах ребят выдумку, фантазию, способность мыслить самостоятельно, т.е. то, без чего невозможно сознательное, творческое отношение ко всякой работе и, в частности, к обучению в школе.  

Категория: Для педагогов | Добавил: Потёмкина
Просмотров: 1642 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2018