Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 36

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 14.05.2024, 18:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Потёмкина Юлия Владимировна
воспитатель МБДОУ ДС №9 "Журавушка"
город Стрежевой
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Портфолио » Для родителей

Консультация для родителей «Обогащайте речь вашего ребёнка»
08.01.2015, 18:46

«Обогащайте речь вашего ребёнка»

    Словарь ребёнка седьмого года жизни в количественном и качественном отношении достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую, доступную ему тему. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая и грузовая, а не просто автомашина; одежда, обувь летняя и зимняя). Ребёнок всё шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, указывая качество их работы. Ребёнок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова, эпитеты, понимать метафоры (море смеялось).

    У ребенка складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Он понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы, которые более точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различия (белый как снег). Ребёнок всё чаще употребляет сложные предложения, причастные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей достаточно большого словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им.

Для обогащения словарного запаса детей предлагаем следующие игры по разделам:

  1. Существительные

              - Умение понимать и употреблять бытовую лексику.

Предложите ребенку ответить на следующие вопросы:

  • Кукла – это игрушка. Какие ещё игрушки ты знаешь?
  • Кошка – это животное. Каких ещё животных ты знаешь?
  • Тарелка – это посуда. Какую ещё посуду ты знаешь?
  • Лук – это овощ. Назови, какие ещё овощи ты знаешь?

             - Умение понимать и употреблять обобщающие понятия.  

Попросите ребенка подобрать обобщающие понятия.

  • Берёза, ель, сосна, дуб. Что это? Назови одним словом. (Деревья)
  • Стол, стул, шкаф, диван. Что это? Назови одним словом. (Мебель)
  • Туфли, сапоги, тапочки. Что это? Назови одним словом? (Обувь)

             - Знание слов, обозначающих орудия труда, материалы, используемые человеком в процессе трудовой деятельности.

Предложите ребенку перечислить как можно больше предметов, необходимых специалистам разных профессий, например, строителю, портному, дворнику и пр.

              - Знание и употребление слов, обозначающих части, детали предметов.

Задайте ребёнку вопросы:

  • У машины есть мотор. Что ещё есть у машины?
  • У пальто есть воротник. А что ещё есть у пальто?
  • Если ребёнок затрудняется ответить, используйте наглядность.

             - Умение употреблять антонимы.

Проведите игру «Наоборот», предложив ребёнку подобрать слова с противоположным значением: вход – выход, день – ночь, зима – лето.

  1. Прилагательные

        - Знание и употребление слов, обозначающих цвет, качества, величину, свойства предметов и пр.

Предложите ребёнку подобрать как можно больше определений к заданным существительным.

  • Каким может быть стол? (Письменным, круглым, деревянным, …)
  • Каким может быть дом? (Большим, кирпичным, двухэтажным, …)

           - Знание и употребление слов, обозначающих материал из которого сделан предмет.

Предложите ребёнку ответить на такие вопросы:

  • Шкаф сделан из дерева, как можно иначе назвать этот шкаф? (деревянный)
  • Ваза из стекла. Какая это ваза? (стеклянная)
  • Ключ из металла. Какой это ключ? (металлический)

            - Знание и употребление слов, обозначающих основные цвета и их оттенки.

            - Умение подбирать прилагательные с противоположным значением.

Игра «Наоборот»: сильный – слабый, смелый – трусливый, грязный – чистый, весёлый – грустный.

  1. Глаголы

Отметьте следующее:

            - Знание и употребление, слов обозначающих действия, совершаемые человеком и животными, или действия, которые можно совершить с помощью какого-либо предмета.

Проведите игру «Кто что делает?»

  • Что делает врач? (Лечит, слушает, выписывает лекарства)
  • Что делает повар?
  • Что может делать котёнок?
  • Что можно делать ножом (ножницами или прочими предметами).

        - Предложите ребёнку подобрать слова с противоположным значением:

Бежит – стоит, смеётся – плачет, говорит – молчит, и пр.

  1. Наречия

Проверьте:

        - Знание наречий, обозначающих признак действия.

Предложите ответить ребенку на следующие вопросы:

  • Как может бежать мальчик? (быстро, медленно, вприпрыжку)
  • Как может говорить девочка? (тихо, громко, быстро, хорошо, выразительно)

        - Понимание и употребление слов, обозначающих пространственные отношения.

В шкафу, где находятся игрушки, расположите машинки или кукол таким образом, чтобы по отношению к ребенку они находились слева, справа, наверху, внизу, впереди или сзади какой-либо аналогичной игрушки. Предложите ребёнку сказать, а не показать, где находится кукла с синим бантиком, кукла с красным бантиком, кукла с жёлтым бантиком.

         - Понимание и употребление слов, обозначающих временные отношения.

Предложите ребёнку ответить на вопросы:

  • Когда он приходит в детский сад? (утром)
  • Когда он уходит из детского сада? (вечером)
  • Когда они выходят гулять? (днём)

       - Умение подбирать наречия с противоположным значением.

Используя игру «Наоборот», предложите ребёнку подобрать слова с противоположным значением: быстро – медленно, хорошо – плохо, светло – темно, чисто – грязно.

 

Категория: Для родителей | Добавил: Потёмкина
Просмотров: 318 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2024