«Обогащайте речь вашего ребёнка»
Словарь ребёнка седьмого года жизни в количественном и качественном отношении достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую, доступную ему тему. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая и грузовая, а не просто автомашина; одежда, обувь летняя и зимняя). Ребёнок всё шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, указывая качество их работы. Ребёнок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова, эпитеты, понимать метафоры (море смеялось).
У ребенка складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Он понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы, которые более точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различия (белый как снег). Ребёнок всё чаще употребляет сложные предложения, причастные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей достаточно большого словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им.
Для обогащения словарного запаса детей предлагаем следующие игры по разделам:
- Существительные
- Умение понимать и употреблять бытовую лексику.
Предложите ребенку ответить на следующие вопросы:
- Кукла – это игрушка. Какие ещё игрушки ты знаешь?
- Кошка – это животное. Каких ещё животных ты знаешь?
- Тарелка – это посуда. Какую ещё посуду ты знаешь?
- Лук – это овощ. Назови, какие ещё овощи ты знаешь?
- Умение понимать и употреблять обобщающие понятия.
Попросите ребенка подобрать обобщающие понятия.
- Берёза, ель, сосна, дуб. Что это? Назови одним словом. (Деревья)
- Стол, стул, шкаф, диван. Что это? Назови одним словом. (Мебель)
- Туфли, сапоги, тапочки. Что это? Назови одним словом? (Обувь)
- Знание слов, обозначающих орудия труда, материалы, используемые человеком в процессе трудовой деятельности.
Предложите ребенку перечислить как можно больше предметов, необходимых специалистам разных профессий, например, строителю, портному, дворнику и пр.
- Знание и употребление слов, обозначающих части, детали предметов.
Задайте ребёнку вопросы:
- У машины есть мотор. Что ещё есть у машины?
- У пальто есть воротник. А что ещё есть у пальто?
- Если ребёнок затрудняется ответить, используйте наглядность.
- Умение употреблять антонимы.
Проведите игру «Наоборот», предложив ребёнку подобрать слова с противоположным значением: вход – выход, день – ночь, зима – лето.
- Прилагательные
- Знание и употребление слов, обозначающих цвет, качества, величину, свойства предметов и пр.
Предложите ребёнку подобрать как можно больше определений к заданным существительным.
- Каким может быть стол? (Письменным, круглым, деревянным, …)
- Каким может быть дом? (Большим, кирпичным, двухэтажным, …)
- Знание и употребление слов, обозначающих материал из которого сделан предмет.
Предложите ребёнку ответить на такие вопросы:
- Шкаф сделан из дерева, как можно иначе назвать этот шкаф? (деревянный)
- Ваза из стекла. Какая это ваза? (стеклянная)
- Ключ из металла. Какой это ключ? (металлический)
- Знание и употребление слов, обозначающих основные цвета и их оттенки.
- Умение подбирать прилагательные с противоположным значением.
Игра «Наоборот»: сильный – слабый, смелый – трусливый, грязный – чистый, весёлый – грустный.
- Глаголы
Отметьте следующее:
- Знание и употребление, слов обозначающих действия, совершаемые человеком и животными, или действия, которые можно совершить с помощью какого-либо предмета.
Проведите игру «Кто что делает?»
- Что делает врач? (Лечит, слушает, выписывает лекарства)
- Что делает повар?
- Что может делать котёнок?
- Что можно делать ножом (ножницами или прочими предметами).
- Предложите ребёнку подобрать слова с противоположным значением:
Бежит – стоит, смеётся – плачет, говорит – молчит, и пр.
- Наречия
Проверьте:
- Знание наречий, обозначающих признак действия.
Предложите ответить ребенку на следующие вопросы:
- Как может бежать мальчик? (быстро, медленно, вприпрыжку)
- Как может говорить девочка? (тихо, громко, быстро, хорошо, выразительно)
- Понимание и употребление слов, обозначающих пространственные отношения.
В шкафу, где находятся игрушки, расположите машинки или кукол таким образом, чтобы по отношению к ребенку они находились слева, справа, наверху, внизу, впереди или сзади какой-либо аналогичной игрушки. Предложите ребёнку сказать, а не показать, где находится кукла с синим бантиком, кукла с красным бантиком, кукла с жёлтым бантиком.
- Понимание и употребление слов, обозначающих временные отношения.
Предложите ребёнку ответить на вопросы:
- Когда он приходит в детский сад? (утром)
- Когда он уходит из детского сада? (вечером)
- Когда они выходят гулять? (днём)
- Умение подбирать наречия с противоположным значением.
Используя игру «Наоборот», предложите ребёнку подобрать слова с противоположным значением: быстро – медленно, хорошо – плохо, светло – темно, чисто – грязно.
|