Мастер-класс для педагогов «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством игры»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Цель моего мастер – класса: показать вам, каким образом и через какие игры, упражнения можно формировать у дошкольников коммуникативные навыки.
Всем известно, что в настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще мы взрослые (педагоги, родители) сталкиваемся с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют «живую речь», поэтому так важно научить ребенка общаться, ведь успешность адаптации личности в социальной среде, в первую очередь зависит от уровня развития коммуникативных навыков.
Так как, игра в дошкольном возрасте – это ведущий вид деятельности, она и является наиболее эффективным и доступным способом формирования коммуникативных навыков дошкольников.
Перед нами стоит трудная, но разрешимая задача: помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.
Игры и упражнения, которые я вам сегодня представлю можно условно разделить на 4 блока:
1 блок, включает в себя игры, которые направлены на сближение детей друг с другом, способствуют снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развития эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе.
2 блок, предусматривает игры для развитие эмоций – с помощью которых, дети знакомятся с «азбукой эмоций».
3 блок игр направлен на формирование навыков социальной перцепции (восприятия) в процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого использую обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них.
Проведение этих игр и упражнений способствует формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.
В 4 блоке игр акцент сделан на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков. Цели и задачи упражнений на данном этапе – формировать у ребенка умение принимать во внимание точку зрения другого, структурирование и систематизация представлений о себе и другом ребенке, формирование устойчивого межличностного взаимодействия, оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других.
А сейчас предлагаю Вам поиграть в игры из выше перечисленных 4 блоков.
Предлагаю познакомиться с одной из игр, которая поможет настроить на доброжелательное отношение друг к другу, создаст хороший эмоциональный настрой: «Игра на знакомство и приветствие “Колпачки”: предлагаю поздороваться и познакомиться друг с другом необычным способом. Для этого ведущий раздает участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Участники должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить: «Здравствуйте! Меня зовут…», отвечать при приеме колпачка «Мне очень приятно! », руками колпачки трогать запрещается.
Игра «Дотронься до... ».
– Сейчас мы знакомились друг с другом, узнали имена каждого, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто во что одет и какого цвета одежда.
Ведущий предлагает: «Дотронься до синего! ». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел — ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
Игра «Комплименты».
Правило - не повторяться. Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают фонарик из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».
Игра «Доброе животное».
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ход игры. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Игра "Волшебные конфеты".
Цель: развитие чувства эмпатии.
Я вам сейчас покажу волшебную коробочку. Потрясу ее, а вы должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…
Примеры высказывания детей:
• пусть все долго живут
• пусть у всех будет дом
• пусть все дружно живут
• пусть все будут счастливы
И ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ!
И так сегодня я постаралась вам показать на основе, каких игр можно развивать у дошкольников коммуникативные навыки, то есть формы взаимодействия с окружающим миром. Надеюсь, что эти игры вам понравились и вы будете использовать их в своей работе!
Всем спасибо!
Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/04/13/igrovye-podkhody-v-razvitii-kommunikativnykh-sposobnostey-detey
|