Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я представлю Вам мастер-класс по теме: «Вовлечение родителей дошкольников в воспитательно - образовательный процесс через технологию группового сбора».
Слайд.
Цель: ознакомление педагогов с опытом взаимодействия с родителями дошкольников через технологию группового сбора.
В этом учебном году в условиях введения ФГОС ДО наша группа начала внедрение новой технологии – Групповой сбор. Участие семьи – неотъемлемая и уникальная часть данной технологии. Как же строится наша совместная работа?
Родители нашей группы играют важную роль в образовательном процессе, помогая планировать и реализовывать образовательные события в центрах активности. Методы вовлечения семьи различны, однако неизменен сам принцип: участие семьи приветствуется во всем многообразии его форм.
- Технология группового сбора строится на принципе комплексно-тематического планирования, то есть в течение 1 или 2 недель мы с детьми изучаем 1 тему. Вместе с детьми в конце недели мы выбираем тему следующей недели, знакомим родителей, вывешивая ее в информационный стенд
Слайд. Стенд
и родители, начиная с понедельника следующей недели, могут принести в группу разный материал по выбранной нами теме.
Уважаемые коллеги, давайте представим, что тема нашей недели – «Мир комнатных растений».
- Как Вы думаете, какой материал могут принести родители по данной теме?
(…) А еще это может быть….
У Вас на столах расположены материалы (книги, иллюстрации, загадки, стихи, рисунки, поделки...) Выберите те, которые соответствуют нашей теме недели «Мир комнатных растений». Назовите ваш материал, и объясните, почему Вы его выбрали?
Замечательно. Таким образом, наши родители, принося материал, обогащают развивающую предметно - пространственную среду группы по выбранной теме…
Как же мы можем использовать принесенный материал с детьми? На групповом сборе с детьми мы используем такой прием, как схема 3 вопросов.
Слайд. Схема 3 вопроса
- Что знаем?
- Что хотим узнать?
- Что нужно для этого сделать?
Родители нашей группы, также знакомы с данным приемом.
Обратите внимание на второй столбец таблицы. В нем записано, что хотят узнать дети группы по теме недели. С данной информацией мы знакомим родителей группы. Некоторую информацию родители добывают вместе с детьми дома, выполняют практические домашние задания, а ребята потом делятся полученной дома информацией на групповых сборах.
Одна из инновационных форм, которую предлагает «Групповой сбор» - пребывание членов семьи в группе с полноправным участием в образовательном процессе. Это может быть участие в групповом сборе, работа в центрах активности, итоговые совместные мероприятия.
Для работы родителей в центрах активности мы познакомили их с самими центрами, правилами работы в них.
Слайд. Центры
Так при ознакомлении родителей с центрами мы использовали картинки - условные обозначения, которые отражают назначение этих центров. Рассмотрите картинки и названия центров активности, расположенные у вас на столе.
- Я предлагаю Вам, соотнести название центров активности и соответствующие им картинки. Разместите их на мольберте. Отлично! Присаживайтесь.
Далее начинается работа в центрах, чаще всего она требует предварительной работы с родителями. Так, например, если это работа в центре творчества мы знакомим родителей с необходимыми приемами рисования, лепки, аппликации, нетрадиционными техниками, алгоритмом работы с детьми, материалами и оборудованием.
Все мы знаем, что любая деятельность по теме недели должна иметь свой конечный результат – в нашей группе это итоговые мероприятия с детьми и родителями (выставки, конкурсы, соревнования, семейные презентации, музыкальные развлечения, встречи, где мы представляем то, что изготовили своими руками).
Сегодня мы с вами окажемся на такой встрече, в качестве итогового мероприятия с родителями по теме «Мир комнатных растений», а конечным продуктом будет – книжка-самоделка.
Работа будет проходить в 2 этапа:
Слайд. Этапы
1. Изготовление книжки – самоделки.
2. Творческая презентация книжек-самоделок.
На слайде представлены книжки – самоделки наших детей и родителей по теме «Мир комнатных растений»…. В них представлены стихи, рисунки, картинки из журналов, фотографии…
Изготовление книжки – самоделки целиком и полностью зависит от фантазии родителей. Кто-то из родителей нуждался в рекомендациях педагогов, многие работали самостоятельно.
Предлагаю вам разделиться на две группы. На столах размещен материал, который вы можете использовать для изготовления книг. На изготовление книжки Вам отводится 3 минуты, а ориентиром для Вас будут песочные часы.
Пока наши участники работают, хочу познакомить Вас с такой формой работы с детьми и родителями, как мини-музей.
Слайд. Фото мини-музей
В марте 2014 года в нашей группе совместными усилиями педагогов группы и родителей был создан мини – музей на тему «Морской мир». Тема была нам подсказана самими детьми, после отпуска привезя сувениры и фотографии, дети с удовольствием делились своими впечатлениями и знаниями. Однако, беседуя с детьми по данной теме, мы поняли, что многие дети мало знакомы с морским миром. Конечно, знания детей о морском мире, его обитателях можно получить и традиционными средствами – чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций.
Но создание музея показалось нам более интересным, так как основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?…). Родители принимали активное участие в создании мини – музея: приносили рисунки, природный материал, книги, сувениры, изготавливали поделки из природного материала.
Итоговыми мероприятиями с детьми и родителями стали открытие музей, семейные газеты, экскурсия для детей других групп.
Работа с группами.
- Я вижу, что книги готовы!
Предлагаю вам представить творческую презентацию Вашей книги!
Презентация книг. Замечательно!
Слайд. Эффекты
Таким образом, выстраивая партнерские отношения с родителями наших воспитанников, мы получаем следующие положительные эффекты:
Для родителей
|
Для педагогов
|
· Родители ощущают личную причастность к результатам развития детей;
· Наблюдают за стилем общения своего ребенка;
· Повышают свою психолого-педагогическую компетентность;
· Получают представление о работе педагогов дошкольной организации;
· Знакомятся с основными видами детской деятельности, которые можно использовать дома;
· Формируется детско- родительское сообщество.
|
· Проводит больше времени с отдельными детьми;
· Понимает особенности родительской мотивации детей к деятельности;
· Осознаёт, как родители помогают своим детям решать поставленные проблемы;
· Знакомится с занятиями и увлечениями членов семьи, которые они разделяют со своими детьми;
· Строит доверительные отношения с родителями в процессе обсуждения индивидуальной и совместной деятельности;
· Узнаёт о потребностях и тревогах родителей в воспитании детей.
|
В качестве завершения мастер - класса я предлагаю участникам рефлексивный прием «Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, я раздам вам лучики и облака. Лучики нужно прикрепить к солнышку в случае, если вам понравился мастер - класс, и вы получили много интересной информации; тучками закрыть солнышко, если мастер – класс показался вам неинтересным, было мало полезной информации.
Спасибо за внимание.
Используемая литература: "Утро радостных встреч": (метод.пособие), Свирская Лидия Васильевна.
|